27 Feb 14:40 avatar

Основная образовательная программа НОО ч.7 (Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования)

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижений планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внутреннюю оценку (оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией); внешнюю оценку (оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами). Внутренняя оценка Основные результаты освоения основной образовательной программы Требования к результатам освоения ООП начальной школы соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС. Предметом оценки образовательной деятельности учащихся в начальной школе являются ожидаемые результаты, которые обусловлены целями данной программы и составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные, личностные. Особенности этих трех групп результатов находят отражение в различных способах оценивания: для оценки результатов учебной деятельности (предметных и метапредметных результатов) в 1 классе используется безотметочное оценивание, со 2 по 4 класс – критериальное оценивание. С 1 по 4 класс для оценки личностных, а также метапредметных достижений используется технология портфолио. Способы и процесс оценки образовательных результатов учащихся в ходе реализации образовательной программы описаны в Приложении 4. Выбор данных систем оценивания обусловлен их особенностями (преимуществами): · комплексность: — оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражаются не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач; · содержательность и позитивность: — оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки; · определенность: — оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением; · открытость: — оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки; · объективность: — оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений ученика и учителя и не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности; · диагностичность: — оценка несет информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность; · технологичность: — оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов. Внешняя оценка Оценка освоения результатов деятельности начального общего образования образовательного учреждения осуществляется в ходе аккредитации, мониторинговых обследований учащихся, участия в олимпиадах и конкурсах, в рамках аттестации работников образования. Организация накопительной системы оценки Портфель достижений Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов. (Приложение 5) Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов. 1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачёт» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня. 2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. 3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника. В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями. Мониторинг начального общего образования Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации состояния начального общего образования и основных показателей его функционирования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: · систематически получать достоверную и эффективную информацию об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса; · систематизировать, анализировать и оценивать полученную информацию; · прогнозировать развитие учащихся, предупреждать негативные тенденции; · совершенствовать технологии информационно-педагогической деятельности на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. К методам проведения мониторинга относятся: Методы Задачи Оценка
Предварительный контроль
Наблюдение, письменные и графические работы, диктанты, сочинения, решение и составление задач, тестирование Установление исходного уровня развития разных аспектов личности учащегося, и прежде всего исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь индивидуального уровня каждого ученика уровневая: — высокий уровень готовности к учебной деятельности; — средний уровень готовности к учебной деятельности; — низкий уровень готовности к учебной деятельности
Текущий (тематический) контроль
Наблюдение, устный опрос, практические и лабораторные работы, работа в тетрадях на печатной основе, дидактические карточки, средства ИКТ, тестирование, портфолио, творческие работы, экзамены, проектные работы установление обратной связи; диагностирование хода дидактического процесса, выявление динамики последнего, сопоставление реально достигнутых на отдельных этапах результатов с планируемыми; стимулирование учебного труда учащихся; своевременное выявление пробелов в усвоении материала для повышения общей продуктивности учебного труда оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.; 2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях.
Итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-то раздела или целого предмета)
Наблюдение, устный опрос, средства ИКТ, тестирование, портфолио, творческие работы, экзамены, проектные работы систематизация и обобщение учебного материала оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.; 2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях.
Комплексная проверка
Комплексное тестирование (тест обученности), тесты успешности, аутентичное оценивание (презентация портфолио)Диагностирование качества реализации межпредметных связей. Оценка личностных достижений и образовательных результатов равнозначна понятиям «подлинная оценка», или «оценивание реальных результатов». Оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, пересматривать её и проявлять инициативу в достижении личных результатов будет оцениваться способность обучающихся объяснять явления, процессы, события, представления о природе, об обществе, о человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности с опорой на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов. В данном случае оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Тест успешности (с открытой формой вопросов) оценивается по уровням: высокий, средний, низкий. Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных педагогом и учащимися.
Уровень психологической готовности детей к обучению в школе будет изучаться по следующим показателям: мотивация к обучению (интерес к обучению в школе), интеллектуальное развитие (познавательная активность); развитие коммуникативности (культура общения со сверстниками); произвольность поведения; адаптационный язык. При выборе параметров, характеризующих творческую самореализацию детей, мы исходим из представления о том, что параметры должны отражать в совокупности мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты творческой деятельности учащихся. Опираясь на представление о том, что способность к самореализации в познавательной деятельности формируется и проявляется в процессе решения ребёнком самостоятельных познавательно-творческих задач (Н. Г. Дмитрук), мы выделили уровни успешности их выполнения в качестве диагностического показателя самореализации детей младшего школьного возраста в процессе творческой познавательной деятельности. Успешность будет определяться по степени осмысления (понимания) ребёнком творческой идеи (замысла), лежащей в основе познавательной задачи (С. Н. Горычева): — высокий уровень творческой самореализации присущ тем детям, которые стремятся и могут выделить идею и, используя её как основу решения задачи, оперируют познавательным материалом и его аргументацией в ходе решения (испытывают эмоциональную удовлетворённость от процесса и результата своей деятельности); — средний уровень характерен для детей, понимающих взаимосвязи между фактами и познавательной информацией, оперирование которой необходимо для успешного выполнения творческой задачи, но недостаточно самостоятельных в выдвижении идеи, ограниченных в выборе познавательного материала, испытывающих эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей и необходимости их преодоления; — низкий уровень творческой самореализации наблюдается у тех детей, которые не склонны проявлять активность и самостоятельность в решении творческих задач, механически воспроизводят случайные факты, испытывают значительные трудности в оперировании ими, не могут установить и объяснить причинно-следственные связи в процессе решения познавательной задачи. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: · определение и обоснование объекта мониторинга; · сбор данных, используемых для мониторинга; · структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; · обработка полученных данных в ходе мониторинга; · анализ и интерпретация полученных данных; · подготовка документов по итогам анализа полученных данных; · распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга. В технологии анализа полученных данных в рамках мониторинга применяются методы описательной статистической обработки. В процессе мониторинга оцениваются собираемые данные по совокупности показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования. В отношении характеристик, которые практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками. Виды мониторинговой деятельности: №п/п Вид КОД Время проведения содержаниеФормы и виды оценки
1Стартовая работа начало сентября определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знанийФиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося.
2.Мониторинговая диагностическая работа Управления образования Конец сентябряНаправлена на проверку готовности учащихся к школеФиксируются учителем в листе контроля в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.
3.Диагностическая работаПроводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задачНаправлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачиРезультаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции.
4.Самостоятельная работаНе более одного раза в месяц (5-6 работ в год)Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный) по основным предметным содержательным линиям.Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: указывает достижения и трудности в данной работе с помощью знаков на полях; учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.
5.Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный).Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку.
6.Проверочная работа проводится после решения учебной задачи проверяется уровень освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и результаты фиксирует в листах индивидуальных достижений и контроля.
7.Решение проектной задачи проводится 2-3 раза в год направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.
8.Итоговая проверочная работа май включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.